јвтобус ударилс€ в угол бетонного строени€, что привело к т€желейшим последстви€м
јвтобус ударилс€ в угол бетонного строени€, что привело к т€желейшим последстви€м

ќдин из пассажиров погиб сразу, 34 человека, включа€ 10 детей, попали в больницу. јвтобус на полном ходу врезаетс€ в угол здани€, но на видео заметно, что перед вылетом автобуса на встречной полосе такси начало опережение или обгон. ѕричастен ли таксист к этой аварии? ѕикантна€ подробность: следствие не рассматривает причастность водител€ такси к инциденту даже теоретически.

¬идео: камеры видеонаблюдени€

—разу определимс€ с терминологией: в современной версии ѕƒƒ обгоном называетс€ маневр, св€занный с выездом на встречную сторону движени€. ≈сли же один автомобиль обогнул другой в границах своей стороны дороги — это опережение.

ѕри обгоне водитель об€зан убедитьс€, что встречна€ полоса свободна и он не создаст опасности и помех другим участникам движени€. ¬ случае с опережением специфических требований нет, кроме общих норм, например пункта 8.1 ѕƒƒ: при выполнении маневра не должна создаватьс€ опасность дл€ движени€, а также помехи другим участникам дорожного движени€.

ѕервый вопрос: какой именно маневр совершал таксист на Renault Logan? ѕроезжа€ часть в месте аварии имеет две полосы (по одной в каждую сторону), но полосы щедрые: предельна€ ширина полос такого типа в –оссии — 3,75 метра.

Ўирина Renault Logan без учЄта боковых зеркал — 1733 мм, поэтому два автомобил€ такого класса опередить друг друга на такой полосе если и могут, то совсем уж без зазора. ‘актически это возможно, если попутный автомобиль максимально сместилс€ вправо и позволил опережающей машине проехать с сантиметровым зазором.

¬опрос о том, не совершал ли таксист обгона, остаЄтс€ открытым. ƒаже если он вышел на встречную полосу лишь на несколько сантиметров — это обгон.

“аксист начал манЄвр примерно там, где стоит инспектор ƒѕ—: сплошна€ разметка здесь мен€етс€ прерывистой, но далее есть регулируемый перекрЄсток, который запрещает обгон в любом случае
“аксист начал манЄвр примерно там, где стоит инспектор ƒѕ—: сплошна€ разметка здесь мен€етс€ прерывистой, но далее есть регулируемый перекрЄсток, который запрещает обгон в любом случае

¬ месте аварии есть прерывиста€ осева€ лини€. Ќо также есть и регулируемый перекрЄсток, на котором обгон запрещЄн по умолчанию (п. 11.4 ѕƒƒ). » если он имел место, это грубое нарушение, тем более когда накатывает встречный транспорт. ¬прочем, нужно ещЄ доказать, что авари€ автобуса находитс€ в причинно-следственной св€зи с этим нарушением (если оно было).

¬озможно, таксист всЄ-таки уложилс€ в ширину своей половины дороги. “ем не менее его манЄвр, начатый буквально за секунду до аварии, мог создать у водител€ автобуса впечатление, что Logan намерен выехать на встречную полосу, спровоцировав рефлекторную попытку увернутьс€. ћы уже разбирали подобную ситуацию, когда автомобилист, перестраива€сь, напугал автомобилистку и спровоцировал еЄ чрезмерную реакцию, стоившую ей жизни.

— ƒаже если исключить выезд на встречную полосу водител€ Renault Logan перед аварией, есть пон€тие безопасного бокового интервала, который тем больше, чем выше скорости, — по€сн€ет автоэксперт ёрий ѕанченко. — ≈сть специальные методики расчЄта этого интервала, и если в отношении водител€ Renault Logan возбуд€т дело, веро€тно, автотехническа€ экспертиза исследует этот вопрос. ≈сли боковой интервал в момент сближени€ автобуса и Renault Logan был недостаточным, водител€ могут признать виновным, даже если он не выезжал на встречную полосу.

¬озможную вину водител€ Renault Logan усматривает и автоюрист компании «‘орлекс» Ќиколай ѕопов:

— “акси выехало на встречку не за несколько дес€тков метров от автобуса, а практически в момент их пересечени€. —ами вспомните: увидев автомобиль на встречке, вы заранее притормаживаете или готовы совершить маневр. ¬ данном ƒ“ѕ водитель автобуса даже не смог оценить боковым зрением угрозу и среагировал уходом вправо.  онечно, он не мог прогнозировать по€вление там стены. я допускаю, что водитель автобуса не был достаточно сосредоточен, вошЄл в ритм движени€, а когда такси вылетело на встречку, он как бы вздрогнул.

Ќиколай ѕопов считает, что с юридической точки зрени€ маневр возлагает на водител€ автобуса часть вины, но подчЄркивает, что никто не ездит стопроцентно сосредоточенно, чтобы спокойно отреагировать на внезапный маневр на встречке.

— ћой вердикт: водитель такси виновен на все 100%, но суд, думаю, установит вину водител€ автобуса со ссылкой на пункт 10.1 ѕƒƒ, — подытоживает Ќиколай ѕопов.

Ќо есть и альтернативна€ точка зрени€, которой придерживаетс€, например, полици€:

— ¬ерси€ о том, что к ƒ“ѕ причастен водитель такси, следствием не рассматриваетс€, — сообщили сайту 59.RU в ћ¬ƒ по ѕермскому краю. — √ражданин €вл€етс€ очевидцем аварии, непосредственным лицом, которое видело обсто€тельства происшестви€.  роме этого, водитель данного транспорта, увидев ƒ“ѕ, развернулс€ и одним из первых оказывал помощь пострадавшим.

Ѕекзам ћексатбек искренне уверен, что к аварии непричастен
Ѕекзам ћексатбек искренне уверен, что к аварии непричастен

“аксист — 20-летний Ѕекзат ћаксатбек — действительно не скрывалс€: после аварии он вернулс€ на место и был одним из первых, кто начал спасать пострадавших. Ѕекзат попыталс€ открыть дверь автобуса, но в итоге пришлось лезть через окно:

— ¬ салоне было жуткое зрелище — все люди были в крови. ѕервым € достал маленького ребенка, потом хотел парн€ вытащить, но у него оказалась зажата нога, и € не смог этого сделать, — рассказал молодой человек, вытащивший четверых.

ћомент перед аварией он комментирует так:

— — правой стороны ехала машина, а € на обгон пошел: в этот момент автобус сзади мен€ уже врезалс€ в стену. я услышал громкий звук, остановилс€, развернулс€ и помчалс€ к автобусу.

—вою возможную причастность он отрицает категорически:

— я ехал по своей полосе, а автобус — по своей, — настаивает водитель Renault Logan. — ¬ такой серьезной ситуации € не бывал. ’очу пожелать люд€м скорейшего выздоровлени€.

–уководитель центра повышени€ водительской квалификации —ергей —едов также считает, что дело не в таксисте:

— ѕосле ƒ“ѕ автобус стоит под сильным углом относительно полотна дороги, — объ€сн€ет он. — Ёто говорит о том, что водитель не самосто€тельно его туда направил. Ќельз€ сказать, что такси выехало ему навстречу: ширина дороги позвол€ла автобусу продолжать движение, не поворачива€. я думаю, что водитель автобуса это также понимал. ј он резко, ни с того ни с сего, вращает руль и направл€ет автобус в стену. »з-за чего это может произойти? ƒумаю, это была техническа€ неисправность.   тому же в последние секунды перед столкновением видно, что автобус начинает тормозить. “ормозит, именно когда едет мимо, а не по пр€мой. ѕотом происходит удар.

—уд€ по «приседанию» автобуса на передние колЄса, водитель действительно пыталс€ затормозить, но торможение началось примерно в тот момент, когда такси начало свой маневр и автобус отклонилс€ от траектории.

ѕока исследуютс€ две версии: ошибка водител€ автобуса и техническа€ неисправность.

≈сть ли вина водител€ такси в происшествии?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ќднозначно
  • ≈сли он действительно выехал на встречную полосу
  • —ложно сказать, но следствие зр€ исключило его из списка подозреваемых
  • “аксист ехал опасно, но необходимости уворачиватьс€ не было
  • ¬одитель такси не виноват абсолютно
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬ рубрике «√руппа разбора» мы еженедельно анализируем спорные и попул€рные сценарии аварий.

„асто забываемые пункты ѕравил мы разбирали в проекте «ѕƒƒ дл€ бывалых»: например, за что водителей лишают прав и чаще всего отправл€ют на нары.